METAL SEASON OPENING
(клуб Арктика, Санкт-Петербург, 28.08.2009), «Russian DARKSIDE webzine»

Вдохновляет ли вас что-нибудь в этом мире на подвиги?.. Впрочем, можете не отвечать, поскольку говорить сейчас выпало мне. Рассказ пойдет о многочасовом бдении в клубе Арктика с участием пяти дотоле неведомых мне групп, играющих в тех стилях, упоминание о которых не находит и тени отклика в моем сердце, безвинно отравленном тру-блэком, и для которого чудно уже то, что тут все поют голосами, если понимаете, о чем я. Итак, открытие метал-сезона по версии Redestruct Music.

Самой первой выступала группа Эксергия. Название говорит нам о том, что во главу угла сразу ставится энергичное звучание и драйв, одновременно намекая, что собрался коллектив недавно. То есть, желание играть однозначно присутствует, но по стилю ничего определенного пока не нащупали, я так это понимаю. Визуально группа производит двоякое впечатление: сами по себе музыканты играют и получают от процесса явное удовольствие, а вот вокалист Алексей Стрельцов смотрится среди них немного не в тему, как легкий анахронизм. И дело даже не в том, что он в отличие от соратников не волосат и носит кожаные перчатки с обрезанными пальцами, но вот вокальная манера, намекающая на явный уклон в стиль, столь характерный для большинства российских последователей так называемой новой волны британского хэви-метала, дает группе не слишком большой простор для самовыражения в связи с упорно напрашивающимся ассоциативным рядом. Что я хотела сказать?
Уточняю: подавляющее большинство потенциальных слушателей с двух нот угадает «что-то отдаленно напоминающее Арию», и с этим, наверное, уже ничего поделать в России нельзя, разве что плюнуть и уйти в металкор. Сюрпризом от Эксергии стало исполнение песни «Мой путь» вместе с безмерно позитивным фронтменом группы Абордаж, Андреем Машошиным. В целом же, всех в Эксергии однозначно забивает басист, и имя ему Илья Складчиков. И рубит здорово, и выглядит отпадно: вот бы кому попробовать себя в блэке, где его энергетика будет востребована адекватно.

Второй по списку шла группа Silvercast с женским вокалом. Оговорюсь сразу же, я не верю в группы с вокалистками, подобными Веронике, и разубедиться в этом мнении в который раз не получилось. Если амбиции блондинок очевидны, и дальше розового лимузина с личным водителем простираются неохотно, то с брюнетками всегда все слишком сложно: им никак не дают покоя лавры скромной уроженки Калифорнии Эми Ли, и это та причина, по которой они часто бывают замечены в попытках украсить собой сцену, ну хотя бы клуба Арктика. Перенос этого замыленного до посинения образа на местную почву, чреват и тем, что слишком заметные огрехи в вокале принято оправдывать некими фольклорными корнями, и тут вступают всевозможные народные инструменты, вот и в данном случае без песни «Старая мелодия для флейты», при участии приглашенного флейтиста, не обошлось.
Скажем больше, многих русских вокалисток, за редким исключением, как Анна Hell из Стенториан Войс, самовыражающаяся гроулом, отличает не только подозрительная тяга к народному пению, но и жестикуляция, выработанная не иначе как во время вождения хороводов. Один блэкер в интервью на вопрос «почему вы используете корпспейнт?» ответил исчерпывающе: «Если в классическом блэке использовался грим и шипы, я не должен отходить от этого. Если я влился в блэк, я не должен его корежить, я должен представлять его новому поколению таким, какой он должен быть». Возникает закономерный вопрос: что и кому тогда «должна» надевшая манжеты с цепями вокалистка Silvercast? Полагаю, это случилось «просто так», в унисон всему остальному «ни о чем», что не позволяет выделить эту группу из ряда себе подобных. Меж тем, осенью Silvercast планируют выпустить макси-сингл, работа над записью которого ведется в настоящее время. И, в качестве бонуса к своему выступлению, группа представила кавер-версию песни What have you done (Within Temptation), исполненную при участии Николая Курпана и Николая Барбуцкого (Черный кузнец). Что и стало прямым доказательством: Эми Ли сегодня отдыхает, зато Шарон рулит.

Последовавший третьим номером сет группы Артмания, так же с женским вокалом, повлек за собой совсем иные эмоции. Во-первых, это отлично сыгранная, достаточно тяжелая местами по звучанию группа, при этом воспринимающаяся не более, чем необходимый аккомпанемент для вокалистки, не забивающий ее голос ни в коем случае. Во-вторых, сама вокалистка, Ольга Жилкова, поет отлично, в приятном, почти джазовом ключе. Более того, вот пример творческого почерка коллектива, идущего собственным путем, не озираясь по сторонам. Учитывая достаточную олдскульность музыки Артмании, воспринимается она, тем не менее, без всякой примеси замшелости, напротив, как порыв свежего ветра. Все это сосредоточено в ней, в Ольге, от которой исходит сияние настолько здорового жизнелюбия и силы характера, что становится очевидно: ни стразы, ни белые волосы не способны перебить впечатление от проявлений истинно рок-н-рольной природы этой девушки, она из тех, что рождаются свободными, и с этим уже ничего не сделает ни одна из жизненных невзгод.
От группы Артмания, наряду с исполнением песен, послуживших бы немалому воодушевлению зрителей, доводись исполнять их на каком-нибудь оупен-эйре (почему-то сразу представился байкерский), настолько они просты и проникновенны, последовало также исполнение пары каверов. Ольга вдохновенно спела «Куда уходит детство», а еще, действительно сюрприз, песню Полы Абдул «Sraight up now», если кто-то помнит этот старый забавный клип, где Пола танцевала с нарисованным негритянским котом, и песенка такова, что утяжелить себя просто напрашивается.
Снова хочется зачесть Артмании здравость подхода во всем, включая и выбор тем для кавер-версий. А то бывает, исполнит иная группа нечто этакое, и не то, что во всем зале, но даже и в принципе едва ли наберется с десяток человек, ведающих о том, что оказывается это был кавер на одну из трех существующих в природе треков Grimm, само собой на второй. Еще, вместе с Михаилом Нахимовичем (Черный кузнец), спели «Город снов», после чего закончили неожиданно заупокойной нотой, объявив, что данный концерт является для Артмании последним, и после него группа планирует уйти в небытие. Говорят, с ними такое уже не в первый раз случается.

Наиболее сложным для меня представляется обзор выступления следующей группы, Абордаж, и я поясню, какие у меня с этим проблемы. С одной стороны, отношусь к той категории любителей тяжелой музыки, которую даже под пыткой сложновато было бы заставить слушать power и адекватным образом воспринимать типичный для этого стиля высокий мужской голос, идеально подходящий для какого-нибудь мюзикла, в чем и был некогда замечен Андрей Машошин, исполнявший в одном из составов «Эльфийской рукописи» роль Трактирщика.
Но с другой стороны, принимая во внимание тот факт, что за плечами основного состава группы Абордаж стоит история длиной в пятнадцать лет, начинающаяся аж с детских лет в Севастополе, и, отбросив всякого рода стилистические предрассудки, просто не в состоянии не отдать должное этому бесспорно заслуживающему уважения коллективу.
Плюс, конечно же, полностью оправдывающая звание истинного адепта «happy metal» личность Андрея Машошина: он безумно позитивен в каждом из своих проявлений на сцене и в жизни - такое просто не сыграть, его энергичность зашкаливает все счетчики.
После переезда из Севастополя в Санкт-Петербург, и до возобновления деятельности Абордажа по месту нового порта приписки, Машошин сотрудничал с группой Citadel в качестве вокалиста, настолько этот человек не мыслит жизни без движения на сцене. На сегодняшнем концерте Абордаж выступал в обновленном составе. К группе присоединились земляки из Севастополя: бас Илья Печенюк и барабанщик Юрий Петровраджи, а также соло-гитарист из питерской группы Fear Of Insomnia, Вадим Паршуткин. Ну, а тематика песен группы Абордаж, выпустившей пока один альбом под названием «Адский шторм», как не трудно догадаться, преимущественно пиратская или наполненная прочей морской романтикой.

Прежде чем перейти к описанию сета хедлайнера, группы Черный Кузнец, оговорюсь, что коллектив этот дотоле не слышала и не видела ни в каком варианте. Не стала даже непосредственно перед концертом любопытствовать, что он из себя представляет, дабы не составить мнение заранее. Момент выступления вокалиста часом раньше в дуэте с Артманией не в счет, от меня его присутствие на сцене скрыла колонка. А потому, я ведь и ожидала, что сейчас как выйдет, ну вы понимаете... такой Черный, и такой соответственно Кузнец, ну и пойдут запилы своим чередом, как положено по штату группе, играющей в стиле хэви/пауэр. А появился-то на сцене субтильный брюнет в белом костюме, с накладными ногтями на руках и волосами, асимметрично постриженными на манер французского каре! Если честно, у меня отпала челюсть. Понимаете, это смотрится действительно мощно и необычно, не говоря уж о том, что и музыка, и снова эти высокие голоса, воспринимаются совершенно иначе, в принципиально другом ключе. И кто бы после этого стал утверждать, что внешность для музыканта не важна? По-моему, так это едва ли не две трети впечатления от группы.
Сет Черного кузнеца был протяженным по времени, но все же очень разнообразным. Исполнив несколько песен пободрее, ребята быстро подготовили плацдарм для следующей части концерта: рассаживаясь на высокие стулья и разобрав акустические гитары, пригласили в свою компанию скрипачку Анастасию из группы, название которой тут же вылетело из головы. Таким образом, была представлена песня «Ангел мой», исполняли которую долго, с примесью минималистичной театральности и большой долей вдохновения. Скрипачка осталась на сцене до конца сета, но тут у меня особое мнение, основанное на убежденности, что скрипач, он должен быть с подлым дьяволом в душе, и никак иначе, и игрой своей – будоражить, искушать и провоцировать безумие. Анастасия же — скромная, даже робеющая на сцене девушка, и игра ее была точным отражением этого образа, бледной и весьма невразумительной. Без участия скрипачки, посредством гитар, музыканты сыграли инструментал в виде части третьей от «L'estate», из скрипичного концерта Вивальди «Времена года», переигранной разными музыкантами такое количество раз на всевозможные лады, что иначе как в виде баловства такие вещи воспринимать не получается, тем более, что в данном случае под конец темы ребята потеряли темп. Но, то, что в зале было весело, сомнений нет.
Что касается доброй кавер-традиции, столь характерной для этого концерта, сыграли песню «Sea of Lies» (Symphony X). И уже, честно сказать, голова начала идти кругом от попыток вспомнить кто с кем, когда и в какой очередности выходил сегодня играть, настолько все группы переплелись между собой дружескими связями, когда выход Стрельцова (Эксергия) с намерением добить нас посредством «Master of Puppets» стал последней каплей. Со сцены к тому же уточнили: «Можно немного слэма. Только аккуратно!». И погрозили пальцем. Но ваша покорная всегда невольно оказывается в гуще событий, поэтому и с мужиками потолкалась (аккуратно, надо отдать им должное, все кости на месте), и в делах фан-клуба группы тоже приняла участие: согласно предварительной договоренности все, кому раздали пиротехнические свечи (подтверждаю, строго для использования в помещении), должны были дружно зажечь их во время исполнения заключительной песни под названием «Черный кузнец». К несчастью, регламент клуба настолько беспощадная оказывается штука, что едва лишь Михаил объявил название, как его прервали на полуслове, включив в зале свет. Что ж, пиротехнику мы все же зажгли в качестве последнего «прости» и благодарственного слова группе, получилось тоже неплохо.

На этом все, возвращаюсь в суровые, но уютные объятия блэка, а метал-сезон прошу в данной части считать открытым.

Выражаем благодарность Redestruct Music за предоставленные аккредитации.
Опубликовано на «Russian DARKSIDE webzine» 31.08.2009
Текст: Sever